Не-не, не в том контексте, что я планирую отдать Богу билет и спрыгнуть с поезда. Скорее о смерти, как о непосредственной части жизни. Как о второй половине монеты — с одной стороны жизнь, с другой смерть. И если я так люблю жизнь, почему должен отвергать смерть?
Смерть всегда рядом со мной, и каждая секунда моей жизни приближает меня к выходу. Или входу, кто знает?
Думаю о том, что очередь на тот свет явно не возрастная, не по заслугам или статусу. Не могу здесь не вспомнить картину Бернта Нотке в церкви Святого Никогая (Нигулисте) в Таллине — Пляска Смерти. Смерть настигает всех людей.
Интересно, что тема мрачная, но когда я размышляю о ней, вкус жизни становится ярче. Время с близкими ценнее. Время с клиентами интереснее. Любая деятельность приобретает больше смыслов. Резюмируя — принятие смерти дает жизни гораздо больше красок, чем бегство от оной в развлечения, зависимости и прочие способы спрятаться в итоге от жизни.
«Перевалив за середину жизни, живым остается лишь тот, кто хочет умереть живым. Ведь в тайный час полудня жизни совершается не что иное, как поворот дуги вниз, рождение смерти. Вторая половина жизни означает не подъем, развитие, приумножение, преизбыток, а смерть, ибо цель ее — окончание. Нежелание двигаться вперед — будь то к вершине своей жизни или к ее концу — по сути, одно и то же. То и другое означает нежелание жить. Нежелание жить равнозначно нежеланию умереть. Становление и исчезновение — две ветви одной дуги.
Сознание всеми силами отталкивает от себя эту несомненную истину. Человек почти всегда прикован к своему прошлому: он застревает в иллюзорном ощущении юности. Старость всех отталкивает. Люди словно бы не замечают, что нежелание стариться так же глупо, как нежелание вырастать из детских штанишек. Тридцатилетний человек, так и оставшийся инфантильным, правда, достоин сожаления, но разве молодой старик обычно не вызывает восхищения? Нет, то и другое — извращение, безвкусица, психологический абсурд. Юноша, который не боролся и не побеждал, упустил лучшее, что могла дать юность; старик, не умеющий вслушиваться в тайну ручьев, бегущих с вершины, нелеп, он — мумия рассудка, окаменевшее прошлое. Он стоит на обочине собственной жизни, механически воспроизводя самого себя до полной потери смысла. Хороша же культура, которая нуждается в таких призраках!..»
© Карл Густав Юнг. Душа и смерть
© Сергей Князев, 2007 — 2023